Подача документов на поступление в НФИ КемГУ

Телефон для консультаций: 8-(3843)-20-96-80

На факультете филологии подготовлена новая монография

Опубликована коллективная монография, являющаяся итогом научного проекта «Язык и регионы: опыт филологического исследования социокультурного пространства юга Кузбасса», поддержанного РФФИ и Департаментом образования и науки Кемеровской области.

 

Авторами двухтомной коллективной монографии «Язык и регионы: социокультурное пространство юга Кузбасса» являются не только преподаватели нынешней кафедры русского языка и литературы НФИ КемГУ (Н.С. Баланчик, Г.В. Косточаков, И.А. Пушкарева, В.В. Трубицына), но и другие филологи, имена которых также связаны с историей факультета русского языка и литературы (Н.А. Баланчик, В.М. Телякова, Ю.В. Косицина).

В 2019 году отмечалось 80-летие высшего педагогического образования Кузбасса. 80 лет исполнилось кафедре русского языка и литературы, 30 лет – кафедре шорского языка и литературы Новокузнецкого пединститута. Представленные в монографии подходы к осмыслению специфики духовной жизни региона, отражённой в слове, основаны на продолжении и развитии научных направлений кафедр, созданных в педагогическом вузе как центре гуманитарной мысли региона, – кафедр русского языка, литературы, шорского языка и литературы.

Формулировка «Язык и регионы» была предложена в 2009 году заведующей кафедрой русского языка КузГПА, доктором филологических наук С.П. Петруниной в качестве названия очередного выпуска межвузовского сборника научных статей «Функциональный анализ значимых единиц русского языка». Выпуск 2009 года посвящался 100-летию со дня рождения кандидата филологических наук, доцента В.И. Панова и 70-летию кафедры русского языка.

Первая часть монографии включает введение (Н.А. Баланчик, Г.В. Косточаков, И.А. Пушкарева, В.В. Трубицына) и 4 главы: «Функционально-семантические и парадигматические особенности лексики говоров Кузбасса» (Н.А. Баланчик, Н.С. Баланчик), «Тематическая организация разговорного монологического текста (на материале диалектной и городской устной речи жителей юга Кузбасса)» (Ю.В. Косицина), «Песни литературного происхождения в фольклоре Кемеровской области» (В.В. Трубицына), «Специфика регионального медиадискурса» (И.А. Пушкарева).

Вторая часть содержит сведения об истории кафедры шорского языка и литературы (В.М. Телякова), 4 главы: «Шорская ономастика» (Г.В. Косточаков), «Категория залога в шорском языке» (В.М. Телякова), «Художественная литература шорского народа сегодня» (Г.В. Косточаков), «Тема судьбы шорского народа в миссионерских записках XIX века и в дискурсе современной городской газеты» (И.А. Пушкарева) – и заключение.

Результаты, представленные в монографии, могут быть использованы в реализации федерального и регионального компонентов высшего филологического и педагогического образования – в практике преподавания вузовских дисциплин для будущих учителей русского языка и литературы, шорского языка и литературы («Русская диалектология» – особенности говоров Кузбасса; «Устное народное творчество» – фольклор юга Кузбасса; «Стилистика русского языка» – разговорная речь современного сибирского города, стилистика региональной прессы; «Шорский язык» – ономастика (антропонимика, топонимика, этнонимика), грамматика (морфология, синтаксис, сопоставительная грамматика); «Шорская литература» – история шорской литературы, современная шорская литература).

Предпринятое исследование направлено на решение социальных проблем индустриального региона: способствует формированию и осознанию региональной идентичности, гуманизации общества, актуализации ценностных ориентиров, основанных на знании традиционной народной культуры, истории родного края и уважении к ним.

Перспективы комплексного филологического исследования социокультурного пространства юга Кузбасса связаны как с сохранением традиционной народной культуры, изучением творчества писателей Кузбасса, истории региональных СМИ, так и с лингвоаксиологическим анализом языка и речевой культуры нашего времени.

По словам Д. С. Лихачёва, «краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности», «теория краеведения должна быть предметом изучения в гуманитарных и педагогических вузах». И неотъемлемой частью комплексного изучения родного края является филологическое краеведение, которое позволяет увидеть в слове отражение социокультурного портрета региона.