Профориентация – модель для сборки

25 – 26 апреля 2019 года в г. Кемерово – г. Новокузнецк состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение профессионального выбора учащейся молодежи XXI века», посвященная 80-летию высшего педагогического образования Кузбасса, Кузбасской научной школе профессиональной ориентации Николая Николаевича Чистякова.

Организаторами Конференции выступили федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования», Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» (г. Новокузнецк).

Информационная поддержка Конференции: научно-теоретический журнал «Педагогика», научно-методический журнал «Профессиональное образование. Столица», научно-образовательный журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом», научно-методический журнал «Платформа-Навигатор: развитие карьеры» и другие.

Конференция проведена с целью обмена опытом научных исследований и практической деятельности лучших практик в области педагогического сопровождения профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи.

В ходе конференции прошло обсуждение и транслирование отечественного опыта педагогического сопровождения профессионального выбора человека в системе «детский сад – школа – колледж – университет – работодатель – система повышения квалификации – служба занятости», направленного на повышение компетентности руководителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации, научных и педагогических работников, практических психологов в области проектирования профессионального пути и самоопределения детей и учащейся молодежи.

Проблемное поле Конференции составили ключевые направления педагогического сопровождения профессионального выбора учащейся молодежи; система профессиональной ориентации и перспективы ее развития; инновационные технологии и эффективные практики профессионального самоопределения личности на разных возрастных этапах.

Основными формами работы Конференции были:

- пленарное заседание по проблемам профессионального самоопределения личности и построения ее профессиональной карьеры;

- круглый стол, посвященный актуальным проблемам развития региональной системы профориентации и обсуждению резолюции Конференции;

- работа площадок, демонстрирующих организационно-методические модели и эффективные практик Кузбасса по педагогическому сопровождения профессионального выбора детей и учащейся молодежи.

С приветственным словом и докладами в пленарной части Конференции выступили:

Вержицкий Григорий Анатольевич, заместитель Главы города Новокузнецка по социальным вопросам, канд. пед. наук;

Чванова Любовь Владимировна, заместитель начальника Департамента образования и науки Кемеровской области;

Чистякова Светлана Николаевна, академик-секретарь отделения профессионального образования федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования», академик РАО;

Пряжников Николай Сергеевич, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ, д-р пед. наук;

Родичев Николай Фёдорович, ведущий научный сотрудник Центра развития образования РАО, канд. пед. наук;

Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д-р пед. наук, профессор;

Елькина Ольга Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе и развитию педагогического образования НФИ КемГУ, д-р пед наук, профессор РАО;

Ветрова Яна Анатольевна, заведующий кафедрой акмеологии и дополнительного образования МАОУ ДПО ИПК (г. Новокузнецк), канд. психол. наук.

В работе круглого стола в г. Кемерово приняли участие:

Тулеев Аман Гумирович, ректор ГБУ ДПО «КРИРПО», д-р полит. наук, профессор;

Касаткина Наталья Эмильевна, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, «Почетный профессор Кузбасса», д-р наук, профессор;

Руднева Елена Леонидовна, заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики Института образования КемГУ, д-р наук, профессор;

Губанова Маргарита Ивановна, профессор межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики Института образования КемГУ, д-р наук, профессор;

Сахарова Валентина Ивановна, профессор кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО «КРИРПО», д-р пед. наук;

Богданова Людмила Александровна, проректор по учебной работе ГБУ ДПО «КРИРПО», канд. пед. наук, доцент.

В работе площадок, транслирующих опыт профессиональной ориентации в ходе Конференции, основными спикерами и модераторами были: Недоспасова Нина Павловна, методист Центра профессиональной ориентации ГБУ ДПО «КРИРПО», канд.пед.наук; преподаватели кафедры ПМНО ФПП НФИ КемГУ.

В очном этапе конференции, включая работу на площадках форума, приняли участие свыше 600 человек. В составе участников конференции специалисты по профориентационной работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, труда и занятости; специалисты общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций; работодатели, принимающие участие в работе с молодежью.

Педагогическое сопровождение профессионального выбора учащейся молодежи, результативность системы профессиональной ориентации являются неотъемлемым условием формирования кадрового потенциала регионов и Российской Федерации в целом, а также для социализации молодежи.

Особую актуальность тематики конференции придает поручение Президента России В. В. Путина от 25 июня 2017 года по итогам встречи с классными руководителями выпускных классов общеобразовательных организаций, в котором Минобрнауки России поручено подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии общероссийских объединений работодателей и представить предложения по привлечению работодателей к систематической работе с обучающимися общеобразовательных организаций по их профессиональной ориентации.

С учетом актуальности перечисленных проблем сформирована тематика площадок, мастер-классов по реализации лучших профориентационных практик:

  1. Новые формы профессиональной ориентации. Мастер-класс Н. С. Пряжникова. НФИ КемГУ;

  2. Опыт ранней профессиональной ориентации детей. МБ ДОУ «Детский сад № 251» г. Новокузнецк (заведующий Соколова Е.М.);

  3. Профессиональное самоопределение школьников в практической деятельности на базе Ресурсного центра «Ориентир». МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н. К. Крупской» г. Новокузнецк (директор Попова И.А.);

  4. Опыт деятельности экспериментальной площадки проекта «Сто дорог – одна моя». МБ НОУ «Лицей 111» г. Новокузнецк (директор Полюшко М.В.);

  5. Детский центр профессий «Город мастеров»;

  6. МАУ ДО «ДЮЦ «Орион» г. Новокузнецк (директор Сафонов В.Л.);

  7. Детский Технопарк. МБУ ДО «Центр «Меридиан» (директор Попов О.Ю.);

  8. Педагогическая поддержка социально-профессиональной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МКОУ «Детский дом-школа №95» (директор Неугодников Я. В., руководитель Центра подготовки к выпуску и постинтернатного сопровождения Епанишникова Г.С.).

В то же время в ходе пленарного заседания и работы тематических секций участниками конференции были отмечены следующие проблемы в проведении работы по педагогическому сопровождения профессиональной карьеры учащейся молодежи:

  • концептуальная необходимость профориентации как проектирования долгосрочного карьерного тренда личности на протяжении всей жизни, в то время как реальный подход к профориентации предполагает эпизодический выбор профессии;

  • недопонимание значимости взаимодействия участников рынка труда в целях профориентационного консультирования школьников; недооценка интересов работодателей в решении задач кадрового обеспечения работы крупных компаний и предприятий;

  • проблема релевантной и надежной оценки результативности профориентационной работы на всех стадиях профессионального самоопределения.

Заслушав и обсудив представленные доклады, участники Конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом, а также констатируют, что необходимо развивать современные подходы профориентационной работы, транслировать инновационные модели и практики, в том числе реализуемые с использованием Интернет-возможностей. Участники Конференции заявляют, что в профориентационной работе необходимо придерживаться следующих приоритетов:

1. Единство всех заинтересованных сторон в понимании принципов, целей, содержания, направлений и этических норм профориентационной работы.

2. Согласованность действий субъектов профориентационной работы, их взаимная ответственность друг перед другом, перед детьми и их родителями за результаты профессионального самоопределения.

3. Ориентация на удержание выпускников школ в регионе, не противоречащая этическим нормам и принципам.

4. Строгий отбор эффективных, научно-обоснованных и этически приемлемых форм и методов профориентации и профдиагностики, распространение передового опыта.

5. Учет прогнозируемых в среднесрочной и долгосрочной перспективе изменений в кадровых потребностях региона.

6. Осуществление профориентационной работы на основе системы критериев ее результативности.

5. Постоянное совершенствование ресурсного обеспечения профориентационной и профдиагностической работы.